1 июня 2013 г.

Руины гуманизма


На этой неделе глава нашего города принимал у себя "лучших студентов". Достаточно рядовое мероприятие, в особенности для журналистов. Абсолютно ничего примечательного, за исключением напутственных слов Салихова. А у него есть такая интересная черта: к какой бы аудитории он не обращался, кроме привычных дежурных фраз, он непременно высказывает свое мнение по поводу того, как и в каком направлении должны работать люди, уже являющиеся профессионалами в своей сфере. Элементарная, на мой взгляд, подмена полномочий, которую представители администрации часто себе позволяют, взаимодействуя с другими службами и ведомствами. Это такой менталитет, естественные представления людей и власти о роли этой самой власти. Не углубляясь в общем в этот вопрос, напомню лишь о словах, сказанных на встрече со студентами. Суть была следующей: Вы, конечно, молодцы все и честь города с успехом отстаиваете на различных конференциях и олимпиадах, но сегодня нельзя назвать по-настоящему образованным человека, не владеющего техническими науками. Вот так легко был вырыт старинный топор войны между "гуманитариями" и "техниками" - противостояние, как мне всегда казалось, надуманное. Забавно, но если взглянуть на слова Салихова под другим углом, они очень близки к истине. Действительно образованный человек сегодня - это тот, кто хорошо владеет техническими предметами. Потому как по-настоящему образованных гуманитариев младше 50-ти лет я уже давно не встречал. Это "мертвые знания", если можно так сказать, которые не сулят абсолютно никаких дивидендов сегодняшним молодым людям. Проблема человека, его место в современном мире не волнует тех, кто думает о том, как им устроиться в жизни. Гуманитариев сегодня практически нет, если исходить из того, xто я видел все эти годы обучения. Когда люди говорят о том, что они гуманитарии, чаще всего это значит, что у них проблемы с математикой. Выбор многих студентов в пользу гуманитарных специальностей чаще всего ничем не обусловлен. Хотя, очевидно, что процесс обучения у них существенно упрощен. Это просто специфика современного образования. При самой средней памяти ты можешь создать впечатление на экзамене, что знаком с правом, философией или социологией. Заученный или списанные со шпор текст обеспечит успех. Но с точными дисциплинами, вроде теоретических основ электротехники или сопротивления материалов это не пройдет. Поэтому на юрфаке такой солидный балласт из тех, кто попал туда "с подружкой за компанию". Я обучался на обоих факультетах и могу сказать, что там среди техников, хоть и много тех, кто также ошибся дверью,  но устремленных, серьезных, умных все же гораздо больше. Однако это никак не должно бросать тень на гуманитарное образование, упадок которого уже давно очевиден. Особенно меня удручают публичные выступления. Почему ораторское искусство к 21 веку обесценилось, непонятно. Всюду одни докладчики. Живой, изъясняющийся на живом русском языке чиновник или любой другой гос. служащий - это что-то из области фантастики. А ведь это мужчины, которым как минимум под сорок! Посмотрим что будет дальше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий